среда, 2 июля 2008 г.

Поговорим о мобильной связи и операторах?



Мобильная связь прочно вошла в нашу жизнь, и многие из нас уже чувствуют себя неловко и теряются, как дети, оставшиеся без родителей в незнакомом месте, когда оставляют дома мобильный телефон. У кого-то утро начинается с эсэмэски или эмэмэски от любимого человека, а кто-то уже забыл, как выглядят наручные часы, ведь зачем лишний девайс, если все есть в мобильнике. Да, трудно переоценить, насколько удобнее стала наша жизнь с мобильником. Однако я бы хотел поговорить об операторах сотовой связи. Конечно, я буду говорить о том, что я вижу и чем я реально пользовался, поэтому никоим образом мои изречения не претендуют на полноту и ни в коей мере это не является рекламой того или иного сотового оператора. У каждого есть свои плюсы и минусы. Хотите подробностей - велкам под кат.


Хочу сразу сказать одну вещь. То, что написано ниже - это мое мнение, основанное на результате опыта пользования услугами и самостоятельном тестировании. Это не реклама, и не антиреклама. Это лишь мое мнение. Поэтому я попрошу его воспринимать как таковое и высказывать ваше в комментах. Заодно поделимся опытом.
В Москве есть три оператора сотовой связи - БиЛайн, МТС и МегаФон-Москва. У меня нет желания банально обсуждать, какой тарифный план хуже или лучше, какой выгоднее, а какой - нет. Хочется поговорить об... как бы так сказать... ощущениях что ли пользования сотовой связью, комфорте, прозрачности в расчетах, дополнительных услугах, багах (да-да, есть и такое) и т.д.

Наверное, не стоит рассматривать каждого оператора в отдельности, ибо так картина будет представлена по-другому. Сравним их друг с другом.

Покрытие
Бесспорно, здесь лидерами являются МТС и БиЛайн, причем как на территории Москвы и области, так и в Московском Метрополитене. Мне вообще несколько непонятно, почему МегаФон является первым общероссийским оператором? Насколько я знаю, когда это название было официально объявлено, судя по их карте покрытия тогда, например, в Иркутской области МегаФона и в помине не было. Да и сейчас там, судя по карте, все далеко не гладко с покрытием. Бесспорно, МТС и БиЛайн тоже не сразу покрыли всю свою территорию, но общероссийскими операторами они себя не называли. Возможно, МегаФон получил лицензии во всех регионах, поэтому и назвал себя так, а строительство началось потом - непонятно.
В Москве с покрытием тоже не все гладко. До сих пор есть места, где покрытие одного оператора почти отсутствует, а другого -работает отменно. В некоторых местах отдельный оператор может вообще существовать только в режиме "Поиск сети". При том, что это не в катакомбе, а в обычной квартире обычного дома. Даже выход на балкон не всегда помогал. А ведь в черте Москвы. Поскольку в этом случае ситуаций много, примеров не привожу, но преценденты были с каждым оператором Московского региона.
Касательно опять же Московского Метрополитена. Бесспорным лидером здесь является БиЛайн. Он покрыл не только почти все станции Московского Метро, но еще и перегоны между ними, что немаловажно, то есть абонент всегда в сети, и можно даже лазить по интернету, ибо в перегонах все равно не поговоришь толком. А вот абоненты МТС вынуждены довольствоваться при передвижении короткими сеансами связи, ведь пока телефон зацепится за базовую станцию, пока он там зарегистрируется, а если час-пик, то этот процесс может быть небыстрым, и даже иногда не удается осуществить звонок, не то что уж выйти в интернет, а поезд уже заехал в тоннель, и связь пропала. Этим грешат все операторы, как МТС, так и БиЛайн, так и МегаФон, хотя он в меньшей степени, что, возможно, обусловлено меньшим количеством абонентов. Но в метро БиЛайн берет своим покрытием, которое намного больше остальных.
А вот с инернетом даже при нахождении в зоне покрытия сети у операторов проблемы, и особо налицо она у МегаФона. Сеть есть, коннект есть, а связи нет. И почему-то именно в вечерний час-пик. Причем, по рискам на антенне покрытие полное. Помнится, МегаФон недавно заявил, что хочет сделать акцент в развитии сетей 3 поколения на интернет. Интересно, как можно этот акцент сделать, если сейчас в этом плане у оператора уже значительные проблемы? У других есть, но не в такой степени. Есть замедление связи, но полное ее отсутствие реже. Хотя, надо отдать должное, МегаФон покрыл Москву EDGE первым. И тогда это было огромным прорывом для пользователей мобильного интернета, потому что тогда скорость была сравнима с 256 Кбит-ным Стримом, который еще только продвигался в массы. Сейчас, когда нагрузка на сеть возрастает с каждым днем, уже такой идеальной скорости в течение дня нет, ночью бывает. Но тогда это было чем-то и правда инновационным.

Качество связи.
Говорят, что в качестве голосовой связи лидирует МТС. По крайней мере общение 2 абонентов МТС по четкости голоса без использования дополнительных возможностей современных аппаратов выводит МТС в лидеры. И что БиЛайн и МегаФон значительно здесь уступают. Опять же обращу внимание - качество связи - это не слышимость, это качество передачи голоса. Достоверно здесь сказать не могу, однако вызванивал трех разных абонентов по 3 раза с 3 одинаковых аппаратов одной и той же модели аппарата, но с SIM-картами разных операторов. Звонки осуществлялись не из одного места, а из разных, но в центре Москвы. Выбиралось место, когда телефон стабильно отображает максимальное количество рисок на антенне связи, а не просто тупо наобум. Субъективно не могу сказать, что МТС прямо уж значительно лучше, но голос звучит более чище. Так сейчас. Помню, когда в начале 2002 года впервые позвонил с МегаФона, чуть не проблевался. Тогда по сравнению с МТС и БиЛайн это были небо и земля. Да тогда, надо сказать, почему-то БиЛайн был в качестве связи тоже похуже МТС. Сейчас примерно у всех одинаково. Возможно, это связано с тем, что в свое время компания МТС первая стала предоставлять услуги связи по частоте GSM 1800, когда БиЛайн еще работал исключительно в GSM 900. Это было только в пределах Садового, но это было. Именно поэтому опытным местом был выбран центр, где каждый оператор стремится обеспечить идеальную связь.

Услуги:
Для чего дается PIN2?:
При приобретении стартового комплекта у абонентов есть код PIN2 (кроме МТС, там его нужно запрашивать в абонентской службе). Зачем он? Согласно спецификации GSM код PIN2 призван для установления возможности набора с SIM-карты только определенных номеров, а также установления стоимости вызова, которая в режиме реального времени будет отображаться вместо продолжительности звонка. Интересно, кто-нибудь в России видел в сетях GSM вместо времени разговора стоимость своего звонка? Фиксированный набор сейчас не так популярен, так тогда зачем нужен PIN2? Просто показать, что он есть? Или что в теории есть возможности, которые, к сожалению, не поддерживаются сетью? Неясно. Разумеется, что это нереализовано потому, что тарифные планы операторов отнюдь непрозрачны для абонентов. Нет прозрачных рассчетов. То тут, то там абонент попадает в ловушку, которую оператор замаскировал мелким сереньким текстом, написанным ниже огромного рекламного шрифта. Жаль. Хотя что тут - Бизнес есть бизнес. Однако, я считаю, что абоненты должны быть более информированными. А мелкий текст на рекламе должен быть вполне читаем, чего сейчас не скажешь.

Интернет.
Владельцы телефонов с поддержкой WAP 2.0 знают, что с их помощью можно заходить на WAP-сайты, используя точку доступа не WAP, а Internet. Экономия денег в сотни раз. В теории. А на практике? Как известно, интернет через GPRS/EDGE в Москве самый дорогой у МТС - 8,45 руб/МБ, но, однако, тарификация идет с точностью до 1 КБ. Очень часто это получается намного дешевле, чем у других. К сожалению, мне не удалось выяснить округляемый порог БиЛайна, но в МегаФон-Москва ситуация совсем другая. Траффик вам округлят до 100 КБ в большую сторону (на среднестатистических тарифных планах, а не на тех, которые специально сделаны для выхода в интернет, но где дорогие звонки). Прикольно, правда? Вы запустили на коммуникаторе программу для синхронизации часов. она сделала свое дело. Информации там передается очень немного. Всего лишь сотни байт. Иногда больше килобайта. И в МТС с вас и возьмут за этот килобайт. А вот в МегаФоне округлят до сотни. То есть возьмут с вас в 100 раз больше денег! Да, там копейки, и это для многих не так важно. Но не для всех. Кто-то установил программу отслеживания траффика, и он по ней ориентируется. А, оказывается, она тут не поможет, ибо расход всегда будет больше. То есть надо отслеживать каждую сессию GPRS/EDGE, а потом округлять. Грохнуться! И где прозрачная система рассчетов? Нет такой в России!

WAP
Про WAP и говорить страшно. Всем известны цены на WAP, но большинство моделей телефонов (кроме откровенно дешевых) предоставляют возможность заходить на WAP-сайты с использованием точки доступа интернет, а не WAP. Что сделали операторы? Если я абонент МТС, и захожу на WAP-сайт МТС с использованием точки доступа обычного интернета, то все нормально. Все в шоколаде. Траффика мало, денег уходит тоже. Но при попытке что-либо оттуда скачать (например, акции МТС, типа, качай музыку бесплатно или клипы, да не важно что), возникает облом. Появляется сообщение, что данный портал доступен только для абонентов МТС. Если Вы абонент МТС, проверьте, чтобы в настройках стояла точка доступа WAP. Что это значит? То, что нас принудительно заставляют платить. Давайте тогда прикинем. Средняя стоимость мегабайта интернета составляет около 7 рублей. 10 КБ WAP - около 2,5 рублей. То есть мегабайтный рингтон или очень короткий видеоролик нам обойдется не в 7 рублей, а в 256 рублей. Поэтому и предлагается как бы бесплатно, ибо траффик стоит сумасшедшие деньги. Когда еще в свое время интернет не был развит в Москве даже, и все поголовно сидели на диалапе, то тогда эти цены, хоть и были сумасшедшими, но они были как-то оправданы. Сейчас чем это оправдано, непонятно, кроме как жаждой наживы.

SMS
Классический пример, как операторы зарабатывают кучу денег на воздухе. Сколько стоит передача 180 байт информации? Вы бы сказали, что нисколько. Однако, с нас с нее снимают около 2 рублей. А если эсэмэска физически больше одной? То тогда ее цена возрастает, как и кратность. Более или менее содержательная фраза может просто обойтись более чем в 20 рублей. Я не хочу этим сказать, ой как это дорого, и, типа, что все нам жопа. Я в свое время отправлял более 100 эсэмэсок в день, и не меньше каждого из вас представляю, как это необходимо иногда, и что без этого сегодня никак. Но факт остается фактом. Некоторые модели аппаратов обладают функцией посылки SMS через GPRS-канал. Попробуем представить. Пусть эти 180 байт отправляются через канал GPRS, и пусть даже они округляются до килобайта. При цене в 7 руб/МБ мы получаем стоимость 0,0068359375 рубля. Это меньше копейки. Однако ни один оператор не реализовал возможность отправки SMS через GPRS, и все понимают, почему ;-)
Хотя в плане SMS сделано очень много. Я думаю, что каждый помнит, как раньше эсэмэсками можно было обмениваться только в пределах оператора. В Москве очень долгое время с МТС на БиЛайн нельзя даже было эсэмэску отправить. И только в 2002 решили эту проблему. А ведь такая жесть была...

MMS
Наконец-то операторы наши увеличили объем сообщения до 300 КБ, что можно хоть чего-то послать. А то когда 100 КБ было, совсем было некомфортно. Услуга у всех операторов одинаковая, поэтому изюминок тут нет.

Передача данных и факсов.
Предача данных через сотовую сеть - самоубийство. Скорость 9600, а стабильность часто меньше, чем по диалапу. А вот передача факсов - весьма приклекательнее. К сожалению, из современных аппаратов уже мало осталось тех, которые поддерживают передачу факсов. Однако 2 года назад я занимался факсовой рассылкой, используя сотовый телефон как факс-модем и SIM-карты 3 московских операторов.
Начали мы с МТС. Привлекала цена передачи данных, равная голосовым вызовам. Однако, идея закончилась полным провалом. Исходником был компьютер с установленной программой VentaFax, принимающими тестовыми аппаратами были факсы Brother, Panasonic, а также автоматизированные системы, предоставляющие подобные услуги через интернет. В частности в одной из таких компаний арендовали принимаюший исключительно факсы прямой московский номер. Вероятно, что-то было с командами завершения. В 98% случаев отправка завершалась неудачей. Факс проходил, но криво. Не поддерживались команды коррекции и завершения. Возможно, сейчас по-другому, ведь прошло 2 года, но попробуйте найти сейчас сотовый, который может работать как факс-модем. 3 года назад я еле отыскал новый Sony Ericsson T630. Подержанный брать не хотелось, а с новыми, поддерживающими режим факса, уже была ощутимая проблема. Далее перешли на МегаФон. Передача осуществлялась хорошо, но долго. А время капало. Качество было хорошим. Лидером оказался БиЛайн. Он поддерживал все команды, в том числе и коррекцию (впрочем, как и МегаФон), и выполнял отправку быстро. Правда, тогда цена на передачу данных и факсов была совсем другая, как на голосовых вызовах. И даже на безлимитном номере она тарифицировалась отдельно, что потом очень сильно не понравилось руководству (хотя... надо внимательно читать договор было :-))

CLIP и CLIR
Определитель и антиопределитель номера.
Вот уж до боли известные и стандартные услуги сотовой связи. Хотят слухи, что определитель у БиЛайна часто "пробивает" даже антиопределитель МТС. Были случаи у меня, что и пробивал, но почему, не могу сказать. Важнее другое. В детализации счетов МТС всегда скрытые номера (если это сотовые) отображались. Ведь фактически при услуге антиопределитель номера номер так же передается в сеть, только специальной командой запрещается его отображение на мобильном телефоне. То есть у оператора связи они фиксируются. МТС всегда их выдавал. Вот здесь по поводу БиЛайна у меня сведений нет, кто знает - отпишитесь. А МегаФон всегда скрывал. За что я их и не любил.

COLP и COLR
Не менее интересные услуги, но теперь доступные только абонентам БиЛайн и, что немаловажно, вообще недокументированные. В МТС их не было никогда, а в МегаФоне были когда-то, по крайней мере услуга COLP.
Услуга COLP - идентификация присоединенной линии - отображает номер, на который происходит переадресация при соединении. Весьма полезная информация :-)))) Например, в свое время при наборе на любом МегаФоновском номере 500 на экране отображалось: Переадресация на номер +7926хххх500. Заиксованные цифры не помню, ибо давно было. Но было ведь. Почему эту услугу убрали в МегаФоне, непонятно. Удобно все же. И можно выслеживать реальные номера абонентов, которые скрываются за переадресацией (если она не условная). Но нет. Убрали. Может, из-за того, что боялись, что при звонке на короткие платные номера отобразится реальный номер? Но это бред. Здесь на помощь приходит услуга COLR - запрет идентификации присоединенной линии. Она нейтрализует услугу COLP подобно тому, как антиопределитель номера нейтрализует определитель номера. Сейчас это доступно только пользователям БиЛайн, причем следующая тонкость: у кого подключена услуга CLIP (определитель номера), тому автоматом подключается и услуга COLP (идентификация присоединенной линии). То есть, можно сказать, всем. А вот кто себе отдельно закажет услугу CLIR (антиопределитель номера), тому автоматом подключат и услугу COLR (запрет идентификации присоединенной линии).
Проверить наличие услуг можно следующими командами:
*#30# и клавиша посыла вызова - проверка услуги CLIP (определитель номера)
*#31# и клавиша посыла вызова - проверка услуги CLIR (антиопределитель номера)
*#76# и клавиша посыла вызова - проверка услуги COLP (идентификация присоединенной линии)
*#77# и клавиша посыла вызова - проверка услуги COLR (запрет идентификации присоединенной линии)
Если на одной из этих команд вылезет сообщение "Недоступно" или "некорректный запрос" или что-то типа того, хотя на БиЛайне он не вылезет на последних 2 запросах, а вот у других операторах - да - тут ничего нельзя поделать. Эти услуги только у БиЛайн, за что ему респект. Все же сеть сумела сохранить нужные услуги. Обратите внимание - о них нигде не сказано, то есть они недокументированы, я имею в виду COLP и COLR. Делаем выводы и пользуемся, кому нужно.

Перевод вызова.
У вас никогда не возникала необходимость позволить поговорить 2 людям, чтобы они не знали номер телефона друг друга, при этом не участвуя в их разговоре? А у меня возникала, и возникает у многих. Н услуга "перевод вызова" существует только у оператора МТС (из московских операторов), правда, там она тоже реализована кривовато, ибо стандартно через меню аппарата вызов перевести невозможно, необходимо набрать *70# и клавишу посыла вызова. Пример прост. Мне звонит абонент Х и хочет поговорить с абонентом Y, но не знает его номер. И я не хочу, чтобы он его знал. Что я делаю? Ставлю абонента Х на удержание, в это время звоню абоненту Y, а потом просто осуществляю перевод вызова. при этом я отключаюсь от разговора, а они продолжают общаться. Правда, через мой канал, ибо за исходящий абоненту Y даже после отключения от разговора но во время их общения я продолжаю платить деньги. То есть они списываются с меня. Но все равно услуга нужная. Жаль, что кроме МТС ее никто не реализовал.

Переадресация вызова.
Услуга у всех одинаковая, но упомянул я ее неспроста. Ведь переадресовывать вызов можно на любые номера ;-) У вас никогда не вознакало желания подшутить над кем-то или просто сделать так, чтобы вас никто не беспокоил в выходной? У меня возникало. И в свое время я задался вопросом, а что будет, если я установлю переадресацию (я сейчас говорю об абсолютной) на заведомо несуществующий номер? И я установил. При этом при звонке мне слышалась фраза: "Неправильно набран номер. Проверьте правильность набора номера и перезвоните". Для звонящего это был шок. Как это так неправильно, ведь он не спьяну набирал, а набрал с телефонной книги? А вот. Итак, какие номера заведомо несушествующие? Таксофонные, например. Вы никогда не обращали внимание на тот номер, который определяется, если вам звонят с таксофона? Вряд ли, ибо сейчас таксофонами уже мало кто пользуется, все с мобильниками. Однако номер каждого таксофона начинается на восьмерку. Плюс те 6 цифр, которые написаны на самом таксофоне. А что будет, если набрать на телефоне 8? Мы попадем на междугороднюю линию. То есть на таксофон получается позвонить нельзя. Хорошо, мы же не глупые, возьмем пример мифического таксофона 8123456. На этот номер дозвониться нельзя. Переиначим его так: +74958123456. Так-то можно? Опять нет. Нельзя. На таксофоны вообще можно дозвониться только с АТС. Но эти номера, которые начинаются на восьмерку, мы можем использовать в своих целях.
Попробуйте набрать на своем телефоне команду:
**21*84958123456*11# и нажать клавижу посыла вызова, как любой звонящий вам после этого услышит фразу: "Неправильно набран номер" и т.д. Вот вам и простой запрет входящей связи. Для отмены наберите ##21# и клавишу посыла вызова. Можно экспериментировать с условной переадресацией, однако, это менее эффективно, но... смотря в каких случаях.

Заключение
Здесь я рассмотрел свое мнение о московских операторах сотовой связи и их услугах. Еще раз - никакой рекламы и антирекламы здесь нет. Это всего лишь мое личное мнение, которое основывается на моем опыте пользования услугами связи различных операторов. Я не говорю, что какой-то лучше, а какой-то хуже. У всех есть, как и у каждого из нас, свои достоинства и недостатки. Однако ваше мнение может также дополнить этот обзор. Дополнения? Пожелания? Опровержения? Велкам в комменты.